|
Ли Сы - крысиный король
Ли Сы. Работая правительственным клерком в своем родном государстве Чу. на юге Китая, он наблюдал, как крысы, обитавшие в отхожем месте рядом с его жилищем, в страхе разбегались при чьем-нибудь приближении, а крысы, которые наводняли амбары, были дерзкие и не боялись ни людей, ни собак. Из этих наблюдений он сделал вывод: "Способности человека подобны поведению этих крыс. Они зависят главным образом от того, где он находится'.
Этот вывод стал жизненным кредо Ли Сы, вошедшего в доверие к Сюнь Цину, считавшемуся одним из самых величайших ученых своего времени. У Ли Сы была цель — узнать, как действует механизм управления, и выбрать для себя царство, в котором он мог бы благоденствовать, как те крысы, которые "пировали" в амбарах. Для этого ему нужен был Сюнь Цин. Лучшим выбором могло быть, согласно мнению мудреца, государство Цинь. "Его границы, — сказал Сюнь Цин, — защищены крутыми холмами, его географические условия — благоприятны, его горы, леса, реки и долины — прекрасны, и оно изобилует природными богатствами". А в дополнение народ Цинь "испытывает глубокий страх перед чиновниками", которых ученый считал "учтивыми, воздержанными, честными, глубокомысленными, преданными и выдержанными".
Несомненно, что Ли Сы также знал о том, что столетия беспощадной войны, которую вело Цинь с кочевниками, жившими на севере и западе, дали положительный эффект в развитии армии и совершенствовании тактики ведения боя. Так как местность, в которой приходилось сражаться с конными отрядами кочевников, часто оказывалась слишком неровной и холмистой для использования колесниц, в Цинь научились использовать всадников. Вдобавок кочевники не соблюдали правила рыцарской чести, без которых не обходились аристократы, традиционно возглавлявшие феодальные армии Китая, так что в Цинь войсками руководили воеводы, которых назначали не по наследству или благодаря их знатному происхождению, а принимая во внимание их военные способности — число вражеских голов, срубленных в бою. "Таким образом, не случайность, а расчет приносит победу Цинь на протяжении последних четырех поколений, — делает вывод Сюнь Цин. — Апогей идеального правления — это покой и порядок, умение владеть ситуацией в целом и входить во все детали, достигать целей и избегать волнений. Цинь — таково".
Ли Сы решился отправиться в Цинь. Он понимал, что правитель Цинь "желает поглотить весь мир и править под титулом императора. Пора приниматься за дело простым людям. Настал золотой век для странствующих политиков". Ли Сы приехал в Цинь в 247 г. до н. э., сразу же после смерти царя Чжуансяна, и смог приблизиться к Люй Бувэю, влиятельному главному советнику тринадцатилетнего принца Чжэна, унаследовавшего трон своего отца. Ли Сы в своей первой речи смог убедить монарха последовать мечтам его отца создать империю. "Могущество Цинь и талант его великого правителя, — сказал он, — завоюют другие царства, подобно тому, как смахивают пыль с крышки кухонной печи. Цинь обладает достаточной силой, чтобы уничтожить власть самостоятельных феодалов, установить закон наследования императорского трона и сделать мир единой империей. Такое выпадает раз в 10 тысяч поколений".
Личность Ли Сы как персонажа требует очень внимательного осмысления игроком. Речь идет о человеке, дела которого с моральной стороны в наше время однозначно получили бы ярлык злодеяний. Однако для своего времени злодей Ли Сы был политическим героем.
|