Краткая история китайской письменности
Основные правила Ли Сы
Китайская иероглифика.

Китайская письменность - уникальное явление среди различных письменностей народов мира. Существует она уже около четырёх тысяч лет.
Само слово «иероглиф» заимствовано из греческого языка, его изначальное значение - «священные письмена». В дальнейшем понятие «иероглифическая письменность» стало применяться не только к древнегреческим письменам, но и ко многим другим, в том числе и китайским. Однако из всех существовавших иероглифических письменностей только китайская продолжает активно развиваться и применяться не только в Китае, но и в Японии и Корее, заимствовавших её у китайцев много столетий назад.
Долгое время иероглифическая письменность ввиду своей трудности была доступна весьма ограниченному кругу лиц. Старое классическое образование ставило перед собой цель приобщить учащегося к книжной культуре трёх, а то и четырёх тысячелетий, дав ему возможность читать любой текст любой эпохи и, одновременно, возможность самому писать на таком же вневременном языке.
Те, кто преодолевал все трудности, становились учёными мужами, наименее заинтересованными в упрощении письменности, так как знание её гарантировала почитание, возвышение грамотных над остальными людьми. Иероглифика обожествлялась, возводилась жрецами науки в особый культ и наделялась магической силой. Всё, на что были нанесены иероглифы, окружалось почтительностью, даже исписанная бумага и истлевшие книги. До недавнего времени в Китае существовали специальные архитектурно оформленные печи в храмах, в которых сжигалась бумага с написанными иероглифами, чтобы духи священных знаков вознеслись к небесам вместе с дымом.
Существует ряд мифов, повествующих о возникновении иероглифической письменности.
Согласно текстам древних исторических памятников, в XXY в. до н. э. жил некий Цан Цзе, создавал иероглифические знаки гувэнь по образу и подобию природных явлений и изображений. Ещё одно название иероглифов Цан Цзе - кэдоуцзы - «головастиковые письмена».
Другие легенды связывают возникновение письменности с мифологическим правителем Фуси, будто бы царствовавшего в XXIX в. до н. э. Народная фантазия приписывает Фуси сотворение письменных знаков по образу необыкновенных рисунков и начертаний, которые он увидел на спине появившегося из реки Хуанхэ дракона.
Ещё одни предания говорят, что письменность передала императору Сюань Юаню явившаяся из реки Хуанхэ черепаха. Есть ещё много мифов и легенд, касающихся происхождения этих начертаний.
Так откуда же на самом деле появились иероглифы?
В 1899 г. у деревни Сяотунь близ города Аньяна крестьяне во время пахоты нашли черепашьи панцири и кости животных с вырезанными на них знаками. Это оказались гадательные надписи буцы, явившиеся самыми ранними из обнаруженных памятников китайской идеографической письменности. Эти знаки получили название иньские письмена - по имени древнего царства, в пределах которого были найдены.
Иероглифы иньских надписей получили своё дальнейшее графическое развитие в виде головастикового письма, которое использовалось в начальный период династии Чжоу (1066 - 771гг. до н. э.). Каждый иероглиф изображался несколько увеличенным в верхней части и постепенно уменьшался в размере в нижней, приобретая вид головастика.
В эпоху Чжаньго быстро увеличивается количество вариантов написания одного и того же знака. Можно сказать, каждое царство пользуется своей письменностью, но и внутри этого царства нет сложившейся системы письменности. Письменность этого периода называется дачжуань - почерк больших печатей.
После объединения Цинь Шихуаном разрозненных царств в единую империю, император приказал первому министру Ли Сы произвести стандартизацию письма. За каждым знаком, несущим определённый смысл, закрепился один-единственный вариант его написания. Одновременно со стандартизацией некоторые знаки приобрели более простое написание. Новый стиль письма получил название сяочжуань - почерк малых печатей.
Следующим шагом к упрощению по-прежнему сложных знаков было введение письма лишу. Иероглифы упрощаются, линии из округлых и извилистых становятся прямыми; иероглифы в целом приобретают прямоугольную форму.
В период Троецарствия (220 - 280гг. н. э.) окончательно сформировался почерк кайшу, дошедший до наших дней без каких-либо серьёзных изменений. По сравнению с лишу новое письмо более упорядоченно, иероглифы приобрели одинаковую величину и окончательно приняли форму прямоугольников.
Почерк лишу дал начало ещё одному стилю написания знаков. В лишу и кайшу иероглиф писался довольно медленно, черта за чертой, с отрывом орудия письма от бумаги. В повседневной же жизни требовалось писать быстрее. В результате в иероглифах что-то сократили, что-то упростили или соединили. Так возникла скоропись - цаошу - травяное письмо.
Помимо вышеперечисленных способов письма есть ещё один, занимающий промежуточное положение между кайшу и цаошу. В этом почерке видоизменяются отдельные элементы иероглифа, но число их в каждом знаке сохраняется. Характерным для этого письма является то, что черты иероглифа могут писаться за один приём, без отрыва кисти от бумаги. Данный вид письма получил название синшу. Им сейчас и пользуются большинство людей.
Энциклопедические словари китайского языка содержат около 47 - 49 тыс. иероглифов. Все эти знаки делятся на две группы - основные и комплексные знаки. К первым относятся простые иероглифы, отдельные части которых (графемы) не имеют самостоятельного значения. Во вторую входят иероглифы, состоящие из двух или более простых.
На сегодняшний день иероглифическая письменность в условиях Китая являет собой, по-видимому, единственно возможную систему письма, способную обеспечивать запросы общества в тех сферах, обслуживать которые призван письменный язык. В прошлом неоднократно выдвигались предложения о замене иероглифической письменности фонетическим письмом. Однако к настоящему времени не представляется возможным заменить иероглифику каким-либо иным видом письменности.
По материалам хрестоматии «Страноведение Китая»
Ancient Dragon.

Hosted by uCoz